Музыкальный руководитель



Дудинова Елена Николаевна

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ.

1. Пусть в вашем доме царит дух любви и уважения к музыке

2. Постигайте музыку вместе с ребенком, удивляйтесь, огорчайтесь, радуйтесь вместе с ним, когда музыка звучит. Ваше собственное равнодушие к музыке – лучший способ свести на нет все попытки, приобщить к ней ребенка.

3. Пусть музыка будет желанным и почетным гостем в вашем доме.

4. Пусть у ребенка будет много звучащих игрушек: барабанчиков, дудочек, металлофонов. Из них можно организовать семейные оркестры, поощрять «игру в музыку».

5. Приучайте детей к внимательному слушанию музыки, просто так включенный телевизор – враг музыкального воспитания. Музыка воздействует только в том случае если ее слушать.

6. Отнеситесь к музыкальной стороне развития своего ребенка со всей серьезностью, и вы обнаружите, что добились очень многого во всем, что связано с его правильным воспитанием.

7. Раннее проявление музыкальных способностей говорит о необходимости начинать музыкальное развитие ребенка как можно раньше. Время, упущенное как возможность формирования интеллектуальных, творческих музыкальных способностей ребенка, будет невосполним.

8. Не следует огорчаться, если у вашего малыша нет настроения что-нибудь спеть, или ему не хочется танцевать. Или если и возникают подобные желания, то пение на ваш взгляд, кажется далеко от совершенства, а движения смешны и неуклюжи. Не расстраивайтесь! Количественные накопления обязательно перейдут в качественные. Для этого потребуется время и терпение.

9. Отсутствие какой-либо из способностей может тормозить развитие остальных. Значит, задачей взрослого является устранение не желаемого тормоза.

10. Не прикрепляйте вашему ребенку ярлык «немузыкальный», если вы ничего не сделали для того, чтобы эту музыкальность у него развить.

Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие малыша: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и жизни. Очень важно, чтобы уже в раннем возрасте рядом с ребенком оказался взрослый, который смог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность ее прочувствовать.

Во всем мире признано, что лучшие условия для развития воспитания ребенка раннего возраста, в том числе и музыкального, создаются в семье. В раннем детстве закладываются те основы, которые позволяют успешно развивать музыкальные способности, приобщить детей к музыке, сформировать у них положительное к ней отношение. Музыкальное воспитание и развитие ребенка в семье зависит от врожденных музыкальных задатков, образа жизни семьи, ее традиций, отношения к музыке и музыкальной деятельности, от общей культуры.

Первичным, ведущим видом музыкальной деятельности детей является восприятие музыки. Этот вид деятельности доступен ребенку с момента рождения. Колыбельная песня матери — первое знакомство с музыкой. Разнообразные музыкальные впечатления, которые ребенок получает в раннем детстве в процессе восприятие музыки, накладывают неизгладимый отпечаток на всю последующую музыкальную деятельность. Яркие музыкальные впечатления, накопленные в раннем возрасте, сопоставимы с восприятием речи взрослого в период, когда ребенок еще не может говорить.

Отсутствие речевого окружения делает невозможным усвоение языка. Это же относится и к музыкальному языку.

Младенец рождается с практически неразвитым зрительным анализатором, но он уже способен различать многие звуки и необычайно чутко реагировать на них. Еще в утробе матери малыш слышал голоса самых близких людей, слышал, пусть несколько приглушенно, все, что происходило во внешнем мире.

Первые реакции на звуки довольно примитивны: вздрагивание, моргание, плач, замирание. Постепенно развивается внимание к звуку, способность к локализации источника звука. В целом к 6 месяцам слуховая чувствительность достигает уровня взрослых. Значительно медленнее развивается у детей звуковысотный слух — восприятие соотношения звуков по высоте.

Чувство ритма заложено в каждом ребенке, но чувству музыки можно и обучить. Нужно слушать вместе с ребенком любую музыку, а также детские и колыбельные песенки. Следует поощрять в нем желание танцевать, маршировать, прихлопывать в ладоши, поощрять также желание играть на музыкальных инструментах. Первым инструментом может быть один из ударных, а таковым может служить все, начиная от сковородки и заканчивая бубном. Можно пробрести для ребенка и какой-нибудь правильно настроенный инструмент, например ксилофон. И через некоторое время можно услышать сквозь беспорядочное «бум-бум» определенную мелодию, исполняемую юным музыкантом.Хочу такой сайт

С. Лупан в своей книге «Поверь в свое дитя» призывает родителей: «Пойте!» Если родители стесняются своего пения, лучше делать это только в присутствии малыша, ведь дети снисходительные и восторженные слушатели. Даже полезно указывать ребенку на слышимую фальшь. Это поможет ему отличить правильное пение от фальшивого . Следует петь детские песни, для того чтобы ребенок усвоил серию простых мелодий и научился их воспроизводить, нужно петь и «взрослые» песни. Дети могут чувствовать музыку ничуть не хуже взрослых. Правда, им не будут понятны все слова. Но ведь взрослые, слушая иностранную музыку, тоже не понимают слов.

С. Лупан рекомендует родителям приобрести для двухлетнего ребенка - магнитофон или плеер. Это даст возможность малышу самому слушать музыку. Нужно записывать на кассеты, диски разную музыку (хорошего качества), называть имена исполнителей, обращать внимание ребенка на красоту человеческого голоса, его неповторимость. Для музыкального развития в семье используют следующие педагогические методы:

· Наглядно-слуховой метод — основной. Если ребенок растет в семье, где звучит не только развлекательная, но и классическая и народная музыка, он, естественно, привыкает к ее звучанию, накапливает слуховой опыт в различных формах музыкальной деятельности.

· Наглядно-зрительный метод в семейном воспитании имеет свои преимущества. Он предполагает показ детям книг с репродукциями картин, рассказы об эпохе, когда была написана музыка, знакомство малышей с народными традициями, обрядами. Рассматривание репродукций картин, соответствующих настроению звучащей музыки, обогащает представления детей об искусстве.

· Словесный метод тоже важен. Краткие беседы о музыке, реплики-взрослого помогают ребенку настроиться на ее восприятие, поддерживают возникший интерес. Во время слушания взрослый может обратить внимание ребенка на смену настроений, на изменения в звучании.

· Практический метод (обучение игре на детских музыкальных инструментах, пению музыкально-ритмическим движениям) позволяет ребенку овладеть определенными умениями и навыками исполнительства и творчества.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ШУМОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ.

У одних детей чувство ритма врождённое, а у других его надо развивать с самого раннего возраста. Специальные занятия, направленные на совершенствовании «шестого» чувства, пойдут на пользу всем малышам.

АЗБУКА МОРЗЕ

Малыш впервые взял в ручки погремушку. Он ещё неосознанно и беспорядочно трясёт ею и радуется издаваемым звукам. Это­ – его первый шумовой инструмент. Возьмите у ребёнка погремушку и простучите ею какой-то определённый ритм. Вначале это могут быть просто короткие удары одинаковой длины. Чуть позже длину ударов можно разнообразить. Например: два коротких удара ­– два длинных и наоборот. Наверняка, у ребёнка округлятся глазки, и он заинтересованно потянется к игрушке. Простучите этот же ритм ещё раз и передайте эстафету малышу. Вероятнее всего, ваш кроха попытается повторить за вами исполненную ритмическую фигуру. В музыке ритмической фигурой называют разные по длине звуки, идущие друг за другом. Это что-то вроде «музыкальной» азбуки Морзе. Естественно, у малыша пока не получится воспроизвести заданный вами ритм, но это будет первое приобщение ребёнка к ритмическим упражнениям. У него начнёт формироваться восприятие определённого ритма.

ЛАДУШКИ-ЛАДУШКИ…

Очень полезно для развития ритма играть с ребёнком в специальные игры, знакомые каждому из нас с самого детства и бережно передаваемые из поколения в поколение. Например, играть всей семьёй в «Ладушки». В этой игре вам необходимо делать хлопки в определённом ритме: на слог «ла» – один длинный хлопок, на слоги «душ» и «ки» – два коротких, затем всё наоборот: два длинных и один короткий. Далее, на слоги «где бы-ли у ба-буш-ки» делаете семь ровных хлопков. Таким образом, у вас получается целая ритмическая фигура. Теперь попробуйте акцентировать некоторые хлопки, например те, которые выпадают на ударения в словах. Точно так же можно играть с ребёнком и в другие ритмические игры. Постепенно малыш научится отличать длинные звуки от коротких.

ЮНЫЙ БАРАБАНЩИК

Начиная с трёхлетнего возраста малыша можно знакомить с другими ударными инструментами. Приобретать их лучше всего вместе с ребёнком. Сходите всей семьёй в магазин игрушек и обратите внимание малыша на музыкальные молоточки, колокольчики, барабаны и бубны. Сначала сами продемонстрируйте ребёнку, как они звучат. Постарайтесь при этом простучать какой-нибудь определённый ритм. Например: два длинных удара, три коротких… Наверняка ваш кроха отдаст предпочтение наиболее понравившемуся ему инструменту. Смело покупайте эту игрушку и начинайте с ней «работать». Если вы приобрели детский бубен, покажите малышу, как на нём можно играть: стучать ладошкой по бубну или просто встряхивать инструмент. Научите ребёнка не просто беспорядочно колотить по бубну, а попытаться чередовать короткие хлопки с длинными. При этом можно напевать знакомую песенку, например, «Маленькой ёлочке холодно зимой». В результате у вас должна получиться следующая ритмическая группа: один длинный хлопок – два коротких, один длинный – два коротких, пять коротких хлопков и т. д. Можно использовать любую детскую песенку с простым ритмом. Если малыш выбрал барабан, прежде всего, покажите ему, как правильно держать палочки и ударять ими по барабану, Затем простучите малышу простейшую мелодию и попросите его повторить за вами. Можете взять его ручки в свои и вместе с ним что-нибудь простучать. Если же ребёнку надоест заниматься под вашим руководством, и он захочет просто поколотить по инструменту, вам придётся вытерпеть этот «концерт». Ни в коем случае не ругайте ребёнка за производимый шум. Просто мягко подскажите ему, что его игра будет звучать более приятно, если чередовать звуки разной длины.

ИГРАЕМ И ПОЁМ

Когда малышу исполнится 4 года, можно познакомить его и с другими ударными инструментами: ксилофонами и металлофонами. Для этого вам придётся приобрести детский вариант этих инструментов в магазине игрушек. Ксилофон представляет собой набор деревянных брусков различной длины, которые располагаются на специальной подставке. Металлофон – это ряд свободно расположенных металлических пластинок. Ударяя по деревянным брускам или металлическим пластинам специальными молоточками, можно сыграть несложную мелодию. Для начала взрослым необходимо самим немного освоить ксилофон или металлофон, чтобы суметь проиграть ребёнку знакомую мелодию. Лучше всего разучить что-то из детского репертуара. Когда малыш прослушает песенку в вашем исполнении, скорее всего, у него появится желание тут же повторить её. Попробуйте сделать это вместе, чтобы у малыша не возникло разочарования оттого, что у него ничего не получилось. В дальнейшем кроха запомнит, по каким именно пластинкам или брусочкам надо ударять, чтобы прозвучали эти мелодии. Когда малыш освоит инструменты, можно предложить ему самостоятельно подобрать песенку. Это упражнение будет очень полезно не только для развития ритма, но и для развития слуха. Посоветуйте ему выбрать хорошо знакомую мелодию, несколько раз пропойте её, а затем начинайте подбирать на инструменте. Сначала определите, с какого звука вы начнёте её играть. Для этого пропойте первый звук песенки и, одновременно с пением, ударяйте молоточком по брусочкам или пластинкам. Когда нужный звук будет найден, продолжайте петь мелодию и выстукивать её на инструменте.

ДОМАШНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИМПРОВИЗАЦИИ РАЗОВЬЮТ В РЕБЁНКЕ ЧУВСТВО РИТМА И ЛЮБОВЬ К МУЗЫКЕ, ПУСТЬ ДАЖЕ ОН И НЕ СТАНЕТ ВЕЛИКИМ МУЗЫКАНТОМ.

Программа муз. деятельности вторая младшая группа «Художественно-эстетическое развитие».pdf (скачать) (посмотреть)
Программа муз. деятельности первая младшая группа «Художественно-эстетическое развитие».pdf (скачать) (посмотреть)
Программа муз. деятельности подготовительная группа «Художественно-эстетическое развитие».pdf (скачать) (посмотреть)
Программа муз. деятельности средняя группа «Художественно-эстетическое развитие».pdf (скачать) (посмотреть)
Программа муз. деятельности старшая группа «Художественно-эстетическое развитие».pdf (скачать) (посмотреть)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».